Какими бывают иконы, посвященные Пресвятой Богородице, и как научиться разбираться в них?
21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции Православной Церкви очень почетное, личное отношение к образу Божией Матери. Именно к ней обращаются люди в своей беде: в болезни, нужде или печали. В памяти народа сохранилось немало рассказов о том, как благодаря усердной и искренней молитве перед образом Богородицы молящиеся получали не только утешение, но и реальную, действенную помощь.
Иконы Божией Матери многочисленны. В беседе с корреспондентом НМИФИ Александр Копыровский, искусствовед, заведующий теологическим отделом Института св. Филарета, рассмотрели четыре наиболее распространенных иконографических образа Божией Матери.
Икона Рождество Божией Матери
Фото: Рождество Богородицы с избранными святыми (слева направо: великомученик Димитрий Солунский, святитель Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Северный Новгород. Государственная Третьяковская Галерея
Рождество Богородицы с избранными святыми (слева направо: великомученик Димитрий Солунский, святитель Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Северо-Новогрудская государственная третьяковская галерея
Общее правило каждого вертепа – поздравление знаменосца. «Традиция этого распространенного узора восходит к дохристианской иконографии, изображающей лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей подарки», — говорит искусствовед. Схема одна, но вариаций у нее много. Например, эта не самая нарядная новгородская икона отличается, по словам Александра Копыровского, довольно редким сюжетом. Святые в верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, происходят из самых разных времен: пророк Илия жил задолго до рождения Богородицы, а все остальные святые жили гораздо позже, после того, как закончился Ее земной путь. Все сдвинулось во времени.
Икона Рождества Богородицы говорит больше не о ней, а о ее родителях, прежде всего о ее матери — св. Энни. В этой иконе она очень пышная, властная, строгая, как будто не страдала и не страдала после родов. В отличие от своей огромной формы новорожденная Мария выглядит очень маленькой, крохотной. Но сам факт ее рождения имеет огромное значение для мира. В конце концов, это залог будущего спасения. Родится та, которая станет матерью Спасителя.
«Многие женщины в Иудее мечтали, чтобы от них родилась Искупительница. На это рассчитывали те, кто прямо или косвенно принадлежал к потомкам царя Давида», — говорит богослов. На иконе: рождается не величественная царица, а маленькая существо, которое держит на руках акушерка. Она рождается, как и все остальные».
Хотя, по словам искусствоведа, есть иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на которых она напоминает царицу, которой многочисленные служанки в дорогих костюмах приносят щедрые дары. Иконы Рождества могут быть удивительно разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, он может подчеркнуть чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Богородицы – Анна и Иоаким – были тогда уже в весьма преклонном возрасте. А есть старинные иконы, конца XV века, где Аня даже левую руку кладет себе на колени — как будто ей до сих пор больно, и опускает голову, не так величественно сидя, как здесь, на иконе. Возможны совершенно разные акценты.
В иконографии Рождества Сама Богородица почти отсутствует, Ее образ лишь слегка обозначен — и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.
Сюжеты богородичных икон
В иконописи много разных икон, на которых изображена Царица Небесная. «Есть такие, в которых Она изображена в сценах из Нового Завета», — говорит Александр Копировский. — Ангел возвещает ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Оно изображено в сцене приведения Младенца Христа в храм (Очищение). Она перед распятием. Либо в праздничных сценах с Ее иконами, либо в посмертных событиях, таких как Покров Богородицы. Она величественна, она скорбна, она нежна — много икон Божией Матери. Однако наибольшее разнообразие икон Божией Матери – это Она с Младенцем Христом.
По мнению искусствоведа, иконография Богоматери, изображенной с Божественным Младенцем, развивается вокруг трех изображений: Богородица и Младенец прижимаются щеками друг к другу, или Богородица сидит прямо и царственно, или Младенец изображен в ее утробе, но как бы и перед ней.
Икона Божьей Матери «Умиление»
Первая иконографическая сцена, когда Младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, называется «Наслаждение». «Интересно, что искупление — это не состояние Богородицы, которая умилостивляется, играя со своим Сыном», — говорит Александр Копировский. — «Спаситель помиловал» значит «помиловал». Богородица в сцене искупления изображена не столько играющей с Младенцем, сколько молящейся Ему. Искупление здесь есть сострадание Сына, сострадание до слез, к Матери в ответ на ее молитву.
Александр Копыровский: «На этой иконе Младенец, хоть он и маленький ребенок, одет по-особому, чаще всего в золото, сам подобен солнцу. Мы видим здесь парадокс — Она — Царица, но в Руки Ее есть Царь, который всех превосходит, и И жалеет Она Богородицу, потому что Она страдает за все человечество, Она ходатайствует перед Богом за все человечество.
Обычно об этом не знаешь, и поэтому и смотришь на икону как на обычное изображение матери с ребенком, только немного условное, строгое, плоское, как на иконах. Хотя эта нежность, мягкость здесь тоже присутствует.
Фото: Икона Божией Матери «Укомиление» (Владимирская), начало XII в. Государственная Третьяковская галерея
Икона Божией Матери «Мятежная» (Владимирская) начала XII века в Константинополе. Государственная Третьяковская Галерея
На иконе XII века «Исправление» изображен трагический лик Богоматери, которая как бы видит грядущие страдания Своего Сына. Сам он только начинает свою жизнь, но уже как король в своих золотых одеждах. И он, восседая на троне, исполняет ее молитвы. Здесь лик Младенца суров, сияя царственным светом.
А есть иконы Божией Матери, где Ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лицо Младенца такое же. Мы видим, как иконография позволяет использовать разные оттенки значения.
Икона Божьей Матери «Одигитрия»
Фото Икона Божией Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 год, Дионис, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божией Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., работы Дионисия, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Другой тип иконографии — Одигитрия. На нем изображена Богородица, сидящая прямо, как Царица на троне, и Божественное Младенец, сидящий на ее руках, а также на троне, лицом к нам. Одигитрия в буквальном переводе с греческого означает путеводная: ведущая, помогающая в пути.
«Этот тип иконографии иллюстрирует икона известного русского иконописца Дионисия конца XV века, — говорит Александр Копыровский. — Дионисий написал ее в 1482 году на доске от более старой иконы начала XIV века, которая пострадала при пожаре, и воссоздал в точности размеры утраченной иконы».
Александр Копыровский: «В этой иконе Дионисия произошло необыкновенное: Младенец царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица величественная, но производит впечатление очень юной. чтобы отметить ее величие и показать ее особую зрелость.духовную, а также поведением — легкой нотой, символом — подчеркнуть невыразимую юную красоту. И это сделал Дионис!»
Икона Божьей Матери «Оранта»
Последнее из трех самых распространенных изображений Богоматери с Младенцем, где Она представлена уже совершенно по-царски, с воздетыми в молитве к Сыну руками. Значок также называется Великой Панагией, которая является одним из ее греческих имен. «Этот тип иконографии также называется Оранта или« молясь », — говорит Александр Копировский. — Образ человека, молящегося таким образом — с подтянутыми руками — известен с самой древности. В нашей церкви этот жест был сохранен священниками и епископами, когда во время утренней молитвы они поднимают руки, говоря: «Слава вас, которые показали нам свет».
Фото: икона Богоматери Оранты или Великой Панагии («Знак»), начало 13 -го века, Ярослав. Государственная Галерия Третиаковская
Икона Богоматери Оранто или Великой Панагии («Знак») с начала 13 -го века, Ярослав. Государственная Галерия Третиаковская.
Жест матери Божьей очень торжественно и умоляет одновременно. Он представляет себя адвокатом — как будто она что -то держала в своих руках. Мы можем подумать о древнем греческом атлантах, «держащем небо в каменных руках». Кстати, в греческой скульптуре есть женщины, которые, кажется, также держат небо в своих руках — кариратиды — они использовались в качестве колонн в некоторых храмах.
«Выросшие руки также являются темой Ветхого Завета, связанной с Пророком Моисеем. Когда Пророк Моисей ведет израильскую нацию к земле обетованной, враги не позволяют Израилю войти в то место, которое Бог дал им. Тогда Моисей поднимает свои руки в Молитва и до тех пор, пока он держит руки в горе Израиля, как только он покидает свои руки, враги одолевают Израиль ».
Ребенок представлен здесь не в руках, а в кругу светящегося света, что символически означает, что он внутри, в утробе матери. Как будто он еще не родился. Это конвенция о значке, которая позволяет нам очень кратко говорить о многих вещах. На древней иконе Ярослав с начала 13 -го века Богуродцика благословляет детский жест из двух рук, как будто из утроения матери Божьей.
Все три типа изображения художников Матери Божьей художники с различными акцентами, во многих вариантах: более мягкие, более четкие, более жесткие, более яркие. И именно поэтому у нас так много икон матери Божьей. Иконы матери Божьей не столько добавляют новые апокрифические детали в разговор о королеве Небес, но они являются попыткой войти в ее сущность, ее образ, показывая его с разных сторон.