Этот тип семейных отношений многократно и ярко описан на страницах художественной литературы. «Мистер Домби» Чарльза Диккенса, «Старик Карамазов» Ф. М. Достоевского, «Евграф Сиреев» А. П. Чехова, «Джеймс Броди» Арчибальда Кронина и ряд других столь же деспотических отцов, годами запугивающих свои семьи, могут быть прекрасными иллюстрациями.


Вернем молодость за ваши деньги
Однако по мере развития цивилизованного общества они все более и более уступают крайностям семейного деспотизма, взращивавшего темы и типы многих писателей. Тем не менее, нельзя сказать, что дело закрыто. Семейный диктат, когда одни члены семьи подавляют автономию, инициативу и чувство собственного достоинства у других, все еще может проявляться в формах, которые могут быть не такими жесткими, но четко определенными.
Никто не ставит под сомнение — родители могут и должны предъявлять ребенку требования, вытекающие из целей воспитания, нравственных норм, конкретных ситуаций, в которых должны приниматься педагогически и нравственно обоснованные решения. Но максимальное требование к взрослым должно сочетаться с максимальным доверием и уважением к ним, иначе требование превращается в грубое давление, принуждение. Формула «требование максимума — максимум уважения и доверия», принятая теорией воспитания и достигшая А.С. Макаренко — убедительная альтернатива диктатуре в семейных отношениях.
Показательно, что рассказы мастеров прозы о семейных диктатурах всегда заканчивались крахом всех надежд и планов тиранов. Конец тирании мистера Домби печален. И дело не только в смерти Пола и уходе Флоренс. Дети — это не то, что видел во сне их бессердечный и жестокий отец. Надо сказать, что психологическая несостоятельность воспитательных принципов диктатуры оправдана.
Родители, предпочитающие приказ и насилие всем формам воздействия, неизбежно сталкиваются с сопротивлением со стороны субъекта воспитания, т. ненависть. . Но даже когда сопротивление сломлено, победа пиррова. Наряду со сломленным упрямством подавляются и попираются многие ценные личностные качества: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, уверенность в себе и своих силах.
Почему мы стареем и можно ли «подтянуть» лицо?
Беззаботный авторитаризм родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, лишение его права голоса в касающихся его вопросах — все это гарантирует гибельный провал в формировании его личности. Трудно предсказать судьбу молодого человека, ставшего жертвой такой системы воспитания. Он может вырасти льстецом, оппортунистом, трусом, циником, богемой, деспотом. Может случиться так, что под влиянием внесемейных влияний человек будет лучше развиваться и все наладится безболезненно.
Но несомненно одно: какие бы родительские цели ни преследовали родители с тактикой диктатуры, они не могут сознательно планировать воспитать подлеца или цыплёнка, их цели не будут достигнуты и они возьмут из сына или дочери то, что им нужно. вообще не ожидал. Положительный эффект от такого воспитания, даже если он является результатом лучших намерений отца и матери, сознательно равен нулю.
Здесь можно было бы поставить точку, но как не сказать, что диктат в семье не всегда похож на улицу с односторонним движением. Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры.
Есть семьи, где ребенок – настоящий маленький тиран. Во всяком случае, так часто бывает в семьях, где ребенок болеет давно, а родители, преисполненные жалости и сострадания, готовы на все, чтобы компенсировать то, чего его лишила болезнь. Или это может быть долгожданный ребенок, рожденный от нестарых родителей, потерявших всякую надежду на продолжение рода. Как правило, такому ребенку никогда и ни в чем не отказывают, а все его просьбы безоговорочно удовлетворяются.
Мне вспоминается это фото. Старый московский дом, асфальтированный двор почти без зелени. Дети играют в забытую игру: двенадцать палочек, расширенная версия прятки. С первого этажа в окно прогремел женский голос:
— Вовочка, иди обедать!
Помогут ли накаченные мышцы лица выглядеть моложе?
Тишина. Снова тот же голос:


— Вовочка! Мы ждем вас!
Никто не отвечает. В голосе женщины слышно отчаяние:
— Суп остынет, Вовочка. Идти домой.
Как тип мимики лица влияет на морщины?
Веснушчатый подросток отделяется от стада детей и смотрит вверх, крича:
— Я не буду! Я не хочу! Оставь меня в покое!
— Но, Вовик, ты сегодня плохо позавтракал! Я жду вас. Иди домой, пожалуйста, Вовочка!
Снова тишина. Вовочка (его уличная фамилия Джапа) царапает ногтем цементный шов стены и наконец решает:
— Дай мне этот суп! Я буду есть его здесь!
Как можно поддержать молодость лица?
— Ну как дела, Вовочка. Это неловко. Почему? Хорошо, я принесу тебе тарелку.
Женщина сдается. Нет, нет. Новый приказ заставляет ее выйти в окно, а мальчиков подойти поближе:
— Принесите мне суп! На веревке!
Мальчики замирают: что будет?

