Для многих родителей самые сложные воспитательные проблемы связаны с эмоциями их ребенка. С такими ситуациями сталкиваются все семьи, в том числе и маленькие дети. У родителей возникает много вопросов относительно негативных эмоций, которые может испытывать ребенок.


Гнев считается наименее приемлемой эмоцией. В то время как радость, печаль или страх могут быть легко выражены ребенком, ему трудно выразить гнев. Часто ли ребенок дошкольного возраста злится? Откуда мы знаем, что это то, что он/она чувствует? Что должны сделать родители и учителя, чтобы помочь своему ребенку справиться с этой эмоцией? Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания РАО.
Почему ребенок злится?
Для начала попробуем определить, что такое гнев и насколько он типичен для ребенка.
В данном случае под гневом мы понимаем яркую негативную эмоциональную реакцию. Оно может возникнуть, когда важная для ребенка потребность не удовлетворяется, когда на пути к желаемому стоит препятствие. То есть это непроизвольная и незапланированная реакция. Обычно оно сопровождается вспышкой физической и речевой активности.
Жмите на фото, чтобы увеличить его и просмотреть всю галерею фото с красной дорожки «Оскара» 2018 в полном размере!
«Маленький ребенок еще не умеет преодолевать жизненные препятствия. Он только учится им, поэтому любую сильную эмоциональную реакцию ребенка можно считать проявлением гнева», — поясняет Валентина Кулаковская.
Гнев – важная эмоция
О том, что эта эмоция совершенно особенная для ребенка, свидетельствует тот факт, что ее частота уменьшается с возрастом. Гнев наиболее выражен у детей в возрасте от одного до четырех лет.
При этом чем старше ребенок, тем сложнее и «психологичнее» его проблемы.
Например, причиной ярких эмоциональных переживаний ребенка может быть элементарный физический дискомфорт: он голоден или хочет пить, ему жарко или холодно. Аффективные чувства могут возникать и тогда, когда ребенок боится или расстраивается.
У трехлетних детей может случиться истерика, когда они не могут что-то сделать самостоятельно. Особенно это актуально в период кризиса в развитии ребенка.
Польза для здоровья гнева у детей
Очень важно понимать, что все эмоции полезны и играют определенную роль в нашей жизни.
«Часто родители воспринимают гнев ребенка как агрессивное поведение. Но агрессия всегда имеет цель: человек сознательно пытается чего-то добиться. И гнев почти всегда проявляется неконтролируемым образом, он не осознан. способ переживания сложной ситуации, выражение собственной значимости и индивидуальности», — говорит Валентина Кулаковская.
Эта эмоция помогает ребенку адаптироваться к любой ситуации, которая воспринимается как угроза. Гнев позволяет вам противостоять обстоятельствам, которые беспокоят вашего ребенка. Это также уменьшает чувство страха. Поэтому гнев необходим и ребенку-дошкольнику.
Предупреждающие знаки гнева
Чаще всего мы наблюдаем короткие вспышки гнева у детей. Однако если эта «гневная» черта повторяется много раз, она становится сильной и может стать постоянной чертой личности ребенка.
Он сердится из-за мельчайших вещей;
Использует угрожающий язык;


Он обвиняет других в своем агрессивном поведении
Он плохой уже давно;
Насилие присутствует в его рассказах и рисунках;
он не может выразить свои чувства;
может причинить себе вред (самоповреждение), когда ему плохо
не понимает отношения людей к гневу
не может сдержаться в порыве гнева, теряет самообладание
Он контролирует свое поведение после выговора (больше со стороны взрослого).
1. Демонстрируйте безразличие
Это самая простая и часто самая эффективная реакция на неадекватное поведение.
Чаще дети капризничают только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Это сложно для родителей, особенно если ситуация в общественном месте, где они чувствуют себя некомфортно. Однако повторение этого безразличия в подобных ситуациях заставляет ребенка понять, что такой способ ведения дел не работает.
Обязательно поощряйте ребенка, если он или она успокаивается.
2. Не используйте торможение активно.
Например, в магазине, когда ребенок просит купить ту или иную игрушку, не говорите прямо: «Нет, мы не будем покупать эту игрушку, у вас и так много таких игрушек».
Для обсуждения ситуации лучше предложить спокойный голос: «Знаешь, мне тоже понравилась эта игрушка, и я хотел купить ее тебе, но она оказалась такой дорогой, что все деньги, которые у меня есть на эту игрушку, не достаточно.Вы можете пересчитать деньги вместе с ребенком.
3. Предложите альтернативы
Например, когда родители идут с ребенком за покупками, вы можете сказать: «Мы идем за покупками, мы можем взять тебя с собой, но только если ты не попросишь нас что-то купить для тебя, сегодня у нас нет такой вариант.Если будешь капризничать, то нам придется идти в магазин без тебя.
Это очень важный прием, который поможет вашему ребенку понять причинно-следственную связь его поведения.
4. Переключите внимание ребенка
Применение этой техники требует большого творчества. Ведь в самых обычных явлениях или предметах приходится находить что-то новое или необычное, чтобы ребенок мог двигаться дальше.

