Подробно разбираемся, как устроен съемочный процесс, почему он называется сложным и от чего зависит количество идеальных кадров. И самое главное — как сделать свой день максимально продуктивным.


Предположим, у вас есть съемочная группа, состоящая из режиссера, оператора, осветителя, механика, актера, художника по костюмам и гримера.
Необходимо снять кинематографическое коммерческое видеооборудование по согласованному сценарию. Рассмотрим на примере 8-часовой смены — чем занимается в это время съемочная группа?
Оператор и режиссер прикрывают территорию, если бы не отдельный день и бюджет. Готовят декорации к съемкам — переставляют мебель и картины, расставляют реквизит. В ходе курса обсуждают сценарий, определяют ракурсы, планы, движения камеры, свет.
Оператор дает механику и оператору задание настроить оборудование. Механик привозит оборудование на площадку, разгружает его, настраивает и подготавливает. Gaffer делает то же самое со световым оборудованием.
Он кажется замкнутым
Комод раскладывает одежду на время фото. Актер меняет одежду и макияж.
Он отвечает на твои сообщения целую вечность
Механик имеет минимальный набор кинооборудования.
Как выглядит киноаппаратура на операторе. Механик помогает надеть ее на тело оператора, и устанавливает камеру и крепления в зависимости от задачи.
С двух до семи часов. Шесть часов после смены.
Он больше не выделяет времени на тебя
Сам съемочный процесс — съемки продолжаются по сценарию. Вся съемочная группа работала вместе – подробности позже.
Восемь часов.
Съемочная группа собирает оборудование, переодевается, выносит оборудование из здания и загружает в автомобиль.
Съемочный процесс можно и нужно сделать более продуктивным. Есть несколько способов сделать это, о которых мы поговорим позже.
Но теперь остается вопрос — неужели так сложно получить более 1 минуты отснятого материала за 5 часов прямой съемки? Это не сложно. Просто не весь отснятый материал пойдет в клип.
Не пытается успокоить тебя, когда ты расстроена
Как выглядит сцена с отсортированными кадрами — б/у и неподходящие. Формат клипа – несколько интервью по 3-5 минут.
Что угодно может быть частью задачи по захвату буквально 1 кадра, например:
Во время ссор он «бьет» по самому больному
Актер не только разговаривает на камеру, но и разговаривает, ходит и в какой-то момент делает сальто.
Пока актер ходит и говорит, позади него происходит сложное движение или действие, например перемещение стены или смена фона.
Он больше не заботится о твоих потребностях
Актер может произносить речь в течение 30 секунд, статисты делают определенные вещи из сценария, а актер и статисты взаимодействуют в процессе.
Как вы думаете, сколько времени нужно, чтобы сделать один идеальный кадр такой сцены? Это отличается. Это зависит от множества разных причин.
Если надстройка так не работает или актер ошибся, мы репетируем и снимаем заново.
Интимной жизни пришел конец
Актер растрепал волосы, что-то попало в глаза, потер руку и стер грим – поправляем прическу и грим, снова снимаем.
Был брак по звуку, камере, свету или любому другому моменту — это все неудачные кадры, снимаем заново.


Он выглядит несчастным
Ограниченное количество светотехники, и свет в кадр должен выстраивать специалист для каждого шага актера — это сложно, приходится доводить кадр до совершенства, снимаем много раз.
Вы видите больше недостатков в человеке, чем достоинств
В результате один кадр, одна сцена, один идеальный кадр может составлять час, два часа, пять минут. А сам кадр может быть 5, 10, 15 секунд в зависимости от сценария.
Вы постоянно злитесь на человека
Вот и получается, что это было 3-4 часа съемки, а готовые кадры уходили с работы за несколько секунд. Все зависит от задачи, сценария, сложности и исполнения.
Вам все чаще нужно побыть одному
Фотографии могут проходить в одной, двух и более локациях.
Вы не видите совместного будущего
Если съемки происходят в одном месте, не обязательно в одном и том же месте комнаты. Возможно, вам придется переместить осветительное и съемочное оборудование в другой угол комнаты и подготовить этот угол для съемки.
Вы больше не хотите интимной близости
Кроме того, мы зависим от погодных условий и естественного освещения – солнце движется в течение дня, и нам тоже приходится передвигаться, причем как на улице, так и в помещении, где нет возможности закрыть окно плотными шторами. Даже когда вы меняете размер кадра, свет меняется.
Вы можете представить себя с другим человеком
Если мы снимаем в двух и более местах, мы должны идти на второе место, брать с собой оборудование и устанавливать его на новом месте. А иногда место находится в другой части города, чем соседняя. Так что вам придется путешествовать. Кроме того, вам может потребоваться переместить два места в каждом из них.
Вы больше не стремитесь решать проблемы
Все это время съемок.
Вы не боитесь обидеть человека
Соответственно вся команда собирается, выезжает на локации, сбрасывает, настраивает оборудование, готовится. И все поклевки начинаются сначала.
Вы больше не признаетесь в любви
Редкое исключение — когда весь фильм надо снимать в одной локации, в одной комнате, с одним источником света — когда ничего не нужно двигать, переставлять, расставлять и т. д. В этом случае можно снять 2 часа материала в 4 часа съемок. Это зависит от уровня подготовки оратора.
Не каждый проект строго по часам. Наоборот, оно часто выходит за рамки запланированного времени.
Какие обстоятельства могут привести к этому?
Неподготовленное место для съемок: мусор, отсутствие должного декора и интерьера, неправильно расставленная мебель и так далее. Здесь нельзя не тратить время на съемку, его нужно тратить на подготовку к сеансу.
Любой участник, опоздавший на съемочную площадку. Этот вопрос решается индивидуально по согласованию с клиентом.
Актер/оратор не готов говорить и/или жестикулировать и смущается. Желательно, чтобы человек, участвующий в сцене, произнес несколько раз вслух во время подготовки перед съемкой.
Сценарий был изменен за ночь до съемок политиками. Нововведениям приходится учиться на съемочной площадке — необратимая трата времени.
Другая компания по производству видео, которая снимала в выбранном нами месте, решила продлить аренду. В этом случае арендодатели часто предполагают, что продлевают нам время ровно на столько, сколько взяли нас наши коллеги. Но тут в дело вступает человеческий фактор усталости — приходишь вовремя, но приходится ждать какое-то время, чтобы работа началась, а потом заканчивать позже, чем планировалось. Это физически раздражает.
И многое другое.
К слову о подготовленном месте. Иногда мы работаем над проектами, где локация создается с нуля. Когда строят новую комнату в комнате, которая слишком велика или совсем не подходит по задумке.
Как один из наших примеров, съемки проекта «Свернувшись к телефону». Для съемок интервью заказчик построил площадку в банкетном зале «Атриум» ресторана «Эдем» в Орехово-Зуево.
Вот так зал выглядел перед съемками.
Вот так зал выглядел во время съемок.
Самые сложные видео — это рекламные ролики. Они длятся в среднем 15-30 секунд, но могут сниматься до нескольких дней. Потому что сценарий может касаться 5 актеров, 6 локаций в разных городах, и каждый из них использует разный набор оборудования. На открытом воздухе им нужны флажки и отражатели, отталкивающие ненужный свет. В лесу есть генератор дыма и свет в вечернее время. И так далее. Нюансов много, все зависит от конструкции.
Как насчет обучающих или графических видео?
Удивительно, все то же самое.

