Хмурым осенним утром 1723 года конвой из дюжины перегруженных фургонов медленно спускался из Китай-города к торговым причалам. На свой кербатский корабль они привозили голландский ситец, шелка, малабарский перец, мускатный орех, имбирь, гвоздику и другие доходные товары из далеких восточных стран. Но внимание ранних прохожих на этот раз привлекали не яркие костюмы и экзотические шляпы иностранцев, а босоногая женщина, рассеянно следовавшая за конвоем. Ее черные как смоль волосы были разделены траурным пробором. Она была вдовой гуджаратского торговца из касты баниа, торговавшего экзотическими камнями в Москве. Причиной преждевременной репатриации индийских купцов послужила «великая обида», нанесенная им петровскими слугами. Желание вдовы-индуски сжечь себя телом внезапно умершего мужа встретило стойкое противодействие со стороны российских властей.




Ритуальное самосожжение вдовы индусы называют «сати». Так звали жену могущественного бога Шивы. Ее отец, царь Дакшараджапати, завидовал печально известному зятю. Однажды он устроил большой пир и пригласил богов и мудрецов из многих миров. Они прибыли каждый на своей колеснице. На этом блестящем собрании отсутствовали только Шива и его супруга, не получившие приглашения. Однако Шива поддался на уговоры Сати и продолжал приходить к тестю, который сильно его оскорбил.Сати не вынесла такого унижения, бросилась в огонь и умерла. Безутешный Шива извлек ее тело из жертвенного огня, а бог Вишну, расколов его на 108 частей, случайно уронил на землю. 108 мест, куда они упали, стали центрами паломничества. На санскрите слово «сати» также означает «преданная или просто жена».

