Сегодня не редкость увидеть в руках верующих христиан молитвенники, содержащие молитвы на разные случаи жизни. По утрам и вечерам эти верующие также часто молятся запоминаемыми словами. Многие христиане прямо заявляют, что не молятся Богу, потому что не знают молитв.


Многие богословы учат своих прихожан, что молитва «странными» словами из молитвенника поможет верующему и дозволена перед Богом. Ведь эти молитвы придумали мудрые духовные люди, то есть они лучше тех слов, которые мы, неопытные верующие, произносим сами. Например, в книге «Как правильно молиться по учению святых отцов» (Москва, 2002 г.) описан процесс утренней и вечерней молитвы:
«Молитвенное правило, читаемое утром и вечером: Слава Тебе, Боже Саваоф, слава Тебе; Небесный Царь; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй — 12 раз; Прииди, восхвалим; Псалом 50; Символ веры; Радуйся, Богородица – трижды. После этого 20 молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, поклон до земли при каждой молитве, затем 20 других таких же молитв и при каждом поклоне пояса.
Библия не предъявляет таких или подобных требований. Один из учеников попросил Иисуса: «Господи, научи нас молиться» (Лк 11:1). Христос ответил: «Когда молишься, говори.» Он дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш» «Отче наш…». (Мф. 6:9-13, Лк. 11:2-4). Это единственная молитва, которую верующему желательно знать наизусть. В нескольких словах она очень многогранна: раскрывает сущность Божию, указывает на необходимость покаяния, исповедания зависимости от Господа, содержит наставление людям. Но и эта молитва, представленная в двух Евангелиях, имеет различия, которые не позволяют произносить ее одинаково дословно всеми верующими.
Кроме молитвы Господней «Отче наш», Господь через Свое Слово, Библию, нигде не дает примеров молитв, а говорит:
«Все, чего ни попросите с верою в молитве, получите» (Мф 21, 22, см. также 1 Ин 3, 22, Иак 1, 5-7).
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуйте с благодарением» (Кол. 4:2, см. также Рим. 12:12, 1 Фес. 5:17).
«Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16, см. также Кол. 4:3, 2 Фес. 3:1).
«Всякою молитвою и прошением молитесь» (Еф. 6:18).
Это значит, что мы не должны читать чужие молитвы из молитвенников или учить их наизусть, особенно на незнакомом языке, а должны обращаться к Богу с любовью и верой своими словами: благодарить Его, просить Его о чем-то, делиться своими радостями. и стремления, другими словами, быть в постоянном молитвенном общении с нашим Небесным Отцом.
Подумайте, как можно, например, читать стихотворение несколько раз подряд, несколько раз в день, каждый день десятилетиями, постоянно от сердца, от всего сердца. Это просто невозможно: со временем вам надоест ее выразительно повторять, и вы пойдете «на автомате». То же самое и с молитвой. Через некоторое время, хотите вы этого или нет, но запомненная молитва приобретет в ваших устах формальный характер. Поэтому молитва перестает быть молитвой. Ведь настоящая молитва – это не мантра и не заклинание, а личное обращение человека к Творцу, общение с Ним. Об этом свидетельствуют псалмы Давида, каждый из которых представляет собой совершенно самостоятельную молитву — обращение патриарха к Творцу — каждый в разный период его жизни. В Писании есть много других примеров молитвенных обращений библейских героев к Богу: Моисея (см. Исх. 8:30; 32,31,32), Даниила (см. Дан. 6:10; 9:3-21), Езекии (см. 4 Царств 20:1-3) и другие.
Некоторые представители многих церквей также признают недостатки своих молитвенных моделей. Так, первосвященник Александр Борисов (1939), доктор богословия, президент Русского библейского общества, в книге «Звидле поля» (гл. 3) пишет:


«В самом деле, при чтении уже подготовленных, написанных молитв внимание легко отвлекается — устами говорится одно, а голова может быть занята другим. Это совершенно невозможно в случае свободной молитвы своими словами. известно, что даже новички в Церкви часто говорят:
«Я даже не могу молиться — я не знаю никаких молитв». Заходя в храм, они понимают, что там молятся, но делают это «по-книжному», с готовыми словами, которые непросто понять из-за непонятного церковнославянского языка и невнятного произношения. И если это так, у вас создается впечатление, что вы не можете молиться иначе. Молитва в этом случае рассматривается как некое заклинание, которое, если его не произносить определенными словами в определенном порядке, не будет действовать.
Знаменитый богослов епископ Теофан Рецлав (1815-1894) в своем труде «Четыре слова о молитве» (Слово II) призывал не ограничиваться молитвенниками, а молиться своими словами:
«Надо (…) дойти до того, что сама душа, так сказать, вступает в молитвенную беседу с Богом, восходит к Нему и открывается Ему, исповедует, что в ней есть и чего она желает. сосуд, полный воды, изливается из самого себя, так и когда сердце через молитву наполняется святыми чувствами, то само собой начнет изливаться и его собственная молитва к Богу.
И помните, что Бог в Библии называет Себя нашим Отцом (ср. Мф 7:11, Мк 11:25, Лк 6:36), а Иисус — нашим другом (ср. Ин 15:14,15, Лк 12:4). А теперь скажи мне, чем был бы счастливее отец, если бы его ребенок подбежал к нему и был смущен, а иногда и непоследователен, но от души жаловался, что у него что-то болит или что он не справляется? А может, ребенок попытается выразить папе свои мысли в запомненных цитатах других? Или представьте, как бы себя чувствовал ваш друг, если бы вы поделились с ним своими заботами, радостями или проблемами, прочитав чье-то высказывание на аналогичную тему?
Если рассматривать учение Священного Писания, то вывод один, что мы должны обращаться со своими личными молитвами непосредственно к Творцу. Не нужно идти в храм молиться и думать, что там Бог тебя услышит. Мы должны помнить, что Творец все слышит и видит — «Он недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27), Творец «проницает все дела наши» (Пс. 31:15) и даже знает наши мысли — «Бог есть всеведущий Бог» (Деяния 1:24).
Христос наставлял перед молитвой Господней:
«А ты, когда молишься, войди в комнатку твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).
В этом библейском тексте очень метко показано, что молитва есть личное, тайное, интимное обращение человека к Творцу в уединенном месте. Именно это и сделал апостол Петр – удалился помолиться: «Около шестого часа Петр взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).
Как отмечалось выше, Библия учит постоянно молиться. Это означает, что верующий должен выделять время для молитвы несколько раз в день. Остаток дня всегда помни о Божьем присутствии и поддерживай общение с Ним в молитве. Так что благодарить Бога за новый день можно только проснувшись, не вставая с постели; советуйтесь с Ним, находясь в машине или в автобусе; общение с Творцом за работой, закрыв глаза на несколько минут… Отношение к молитвам поэтому может быть разным, как и у библейских героев, которые молились стоя, сидя, лежа и на коленях.
Конечно, если человек никогда не молился Богу своими словами, начать трудно. Чтобы преодолеть этот невидимый барьер, вы должны помнить, что Бог — ваш Отец, Он любит вас и хочет общаться с вами. Как только вы это ясно поймете, вы должны излить свои просьбы, чувства и благодарность своему Небесному Родителю. Однако нужно знать, что земные отцы могут ошибаться и иметь недостатки, потому что они люди.Небесный Отец совершенен, и Его любовь к нам велика и постоянна.

