Они были придуманы для мужчин, но со временем «поменяли пол» и стали исключительно женской одеждой, а также превратились в эротический фетиш.


Как произошло это странное превращение? Что побуждает женщин покупать чулки, которые не так практичны и удобны, как колготки? Почему чулки так притягивают мужчин и несут такую сильную сексуальную нагрузку, что делают их непременным атрибутом эротических сценариев и обязательной категорией товаров в секс-шопах? Мы опросили сексологов, психологов, историков моды и продавцов нижнего белья и чулок.
Во-первых, не каждая женщина носит чулки. Многие считают, что этот предмет гардероба накладывает слишком много ограничений.
«Узкие штаны слетают. Чулки можно носить только с юбкой или платьем, да и то достаточно чопорной длины», — говорит 29-летняя Татьяна.
«Да, чулки подразумевают определенный наряд, — соглашается 34-летняя Алина, — но в этом есть и плюсы. Например, черные чулки с кружевным поясом уже нельзя носить с хлопчатобумажным спортивным бельем. совершенно разные.
Если женщина примерит чулки один раз, она, скорее всего, наденет их снова. Варвара Рогова, менеджер по продажам сети нижнего белья, рассказывает: «Часто покупатели выражают благодарность за предложенные чулки, если они никогда раньше этого не делали. Оказывается, этот опыт производит очень сильное впечатление не только на женщину, но и на Кстати, мужчины часто занимаются выбором чулок — в этом случае, конечно, дизайн будет важнее соображений практичности».
Ношение чулок вызывает такие изменения в самовосприятии, ради которых некоторые женщины готовы пожертвовать практическими аспектами — например, чаще носить юбки и платья, чем более удобные брюки и колготки.
«Если колготки, даже самые кричащие, — это нечто утилитарное, то чулки в своей необязательности — отсылка к романтической стороне женской натуры», — объясняет социальный психолог Юлия Федотова. — Чулки ассоциируются с длинными юбками, корсетами, веерами и украшениями, рассказами о королях, королевах и их ожидающих дамах. Нося чулки, женщина как бы меняет свою личность и в глубине души чувствует себя принцессой или куртизанкой, и такое восприятие себя влияет на ее социальное поведение.
В юбке или платье женщина даже двигается по-другому, а чулки придают особую нотку ее жестам. Конечно, это влияет и на восприятие женщины мужчинами: «Чулки задают определенную дистанцию для спутницы или определяют правила игры для сексуального партнера», — говорит сексолог Наида Добаева, научный сотрудник Федерального центра сексологии.
Чем сильнее ограничения женского самовыражения (корпоративный дресс-код, деловая одежда…), тем чаще чулки служат для поддержания внутреннего ощущения женской привлекательности.
«Если под ним красивое белье и чулки с поясом, это отражается в глазах женщин», — говорит Наида Добаева. — Именно тогда самый строгий наряд приобретает тонкий ореол сексуальности. Кстати, женщины, работающие в офисах, чаще всего покупают бежевые прозрачные чулки — для повседневной носки.
«Это просто спасает девушек в офисах, особенно в жару, — продолжает Варвара Рогова. — Летом в чулках удобнее, чем в колготках. Офисных работников легко отличить — они часто покупают не одну пару, а две, поэтому в сумочке у них всегда есть запас.
Еще некоторое время назад было совершенно неприемлемо появляться в офисе босиком. Сегодня строгое соблюдение приличий (обязательное ношение чулок или колготок при деловом костюме) по-прежнему требуется в офисах, банках и некоторых крупных компаниях.
«Ношение чулок — это нарушение табу, особенно если женщина одета в строгий деловой костюм, — объясняет Юлия Федотова. — Никто, кроме владельца, не знает, что под юбкой находится полоска открытой кожи, которая соприкасается с воздухом. Это сухая тайна, своего рода молчаливый бунт против общественной морали, который требует упаковать тело в чемодан».
«Эротическая функция одежды всегда видна, когда на теле есть игра обнаженных и закрытых зон», — объясняет культуролог Ольга Вайнштейн. — Чулки, в отличие от колготок, создают это зрелище.


Прозрачные чулки, как и прозрачная одежда в целом, особенно эротичны. «Это классика жанра, ничего не царапает ноги так лаконично и провокационно одновременно», — продолжает Наида Добаева. — Поэтому как элемент соблазнения это практически выигрыш: женщина чувствует себя (и воспринимается партнером) одетой и раздетой одновременно.
В отличие от колготок, чулки оставляют область гениталий свободной, символизируя желание женщины заняться сексом.
Каждый пол имеет свое особое чувственное восприятие. «Чулки потрясающе влияют на эти качества, создавая взаимное возбуждение, — поясняет Юлия Федотова. — Мужчина приходит в восторг, когда видит их, а женщина в восторге от их ношения. Известно, что мужчинам нравятся глаза, а значит, они в основном ориентируются на зрительные раздражители — кружевной чулок и полоску голой кожи. Женщины более чувствительны к тактильным ощущениям — чулки (особенно с поясом) постоянно напоминают им о своем присутствии на теле, вызывая легкое возбуждение.
Кроме того, в отличие от колготок, чулки оставляют область гениталий свободной, что символизирует желание женщины заняться сексом.
Непременный атрибут сексуальных сцен и эротической фотографии, чулки нашли свое применение и в реальной жизни.
«Они оживляют сексуальную игру, — говорит Наида Добаева. — Чулки не препятствуют половому акту, а пояс у мужчины ассоциируется с чем-то, что помогает контролировать, возможно, эта система лент, лямок, подвязок ассоциируется со сбруей для лошади, помогает «укротить дикую стихию», контролировать женские движения. И это придает игре очень сильный стимул».
«Предметы одежды, которые можно считать прототипами чулок, появились еще в глубокой древности, — говорит культуролог Ольга Вайнштейн. — Повязки на ногах (fasciae crurales), упомянутые Овидием в трактате «Наука о любви», считались признаком баловства и служили не столько для защиты от холода, сколько для украшения.
В Средние века использовались чуссоны – узкие матерчатые чулки, плотно облегающие ногу. Впервые они появились в 12 веке и сначала напоминали длинные носки, затем эволюционировали в такие же чулки, которые прикреплялись завязками к талии или прямо к куртке. В 14 веке были изготовлены первые короткие женские чулки, удерживаемые круглой подвязкой вокруг колена. Со временем чулки стали особым эротическим аксессуаром; их украшали кружевом и вышивкой, иногда фривольными стихами.
Иногда пояса для чулок украшали драгоценными камнями. В 1897 году знаменитая оперная певица Лина Кавальери, находясь в Петербурге, заказала Фаберже подвязки, украшенные бриллиантами и изумрудами. При оформлении заказа на красоту клерк выразил сожаление, что красоту, созданную ювелирами конторы, не увидит никто, кроме вас. «Почему, моя дорогая,» ответил Кавальери, «мужчины так любопытны!» 1
Уважающие себя дамы должны были носить черные чулки, а цветные чулки были атрибутом дам преступного мира.
В то время как женские чулки часто были скрыты длинной юбкой, мужские чулки обычно были видны. В цвете чулок была даже символика: в 15 веке пурпурные чулки с черно-белыми подвязками означали верность и постоянство. А выражение «синий чулок» в 18 веке было символом причудливости и обязано своим происхождением английскому ученому-ботанику Бенджамину Стиллингфлиту, который носил простые синие шерстяные чулки, даже когда его приглашали на светское мероприятие. В 18 веке это прозвище предназначалось для дам, любивших ученые беседы в салонах, а затем стало нарицательным.
В 19 веке чулки носили как мужчины, так и женщины. Почетным дамам полагалось носить черные чулки, а цветные были атрибутом дамы из преступного мира.
В последующие годы произошло заметное улучшение техники чулочно-носочных изделий и появление ажурных чулок и чулок с кружевом. Первые чулки из искусственного шелка были произведены в 1912 году. К этому времени уже широко использовались пояса с подвязками и пояса с подвязками, как и чулки: поддерживающие резинки изначально прикреплялись к корсету, но ко времени Первой мировой войны пояс с подвязками переняли и оставались в употреблении на протяжении всего 20 века.

