С древних времен, когда христианство покинуло Палестину и озарило своим немеркнущим светом многие страны и континенты, свеча стала непременным атрибутом священного богослужения, независимо от того, где оно совершалось — в храме или дома. А его огонь всегда представлял тепло и свет человеческого сердца, наполненного любовью к Господу, Его Непорочной Матери и святым, перед чьими образами он зажигался.


Однако следует помнить, что человек, ставящий свечу здоровья (или покоя) с холодным и равнодушным сердцем подобен язычнику, который приносит жертву и рассчитывает за нее расплатиться. Чтобы не впасть в такой тяжкий грех, следует прежде всего направить свои чувства и мысли на того, чей образ на иконе, а потом молиться с благоговением и хвалой.
Берется ли молитва из литургической книги, такой как Молитвенник, или из вашего собственного сердца, лишь бы она была искренней и проникнутой глубокой верой. Если же веры недостает, а душа желает, то надо просить у Господа в молитве высшей благодати, без которой человек не может быть причастником вечной жизни.
Кроме того, нужно знать, как ставить свечу за здравие в церкви или дома и понимать смысл этой традиции, прошедшей сквозь века. Полезно также знать, когда и кому из святых мы ставим свечу, чтобы полностью принять благодать, дающую силу и тело нам и нашим близким.
Тем более необходимо уметь вести себя, когда внешние обстоятельства, например зажженная свеча, истолковываются в свете народных поверий, иногда полных суеверий, совершенно чуждых учению Церкви. Пока нет конкретных правил, регулирующих порядок, в котором должна ставиться свеча за здравие в храме, существует традиция, установленная с древних времен и освященная именами святых отцов Церкви.
Обычно после входа в церковь первую свечу ставят на подсвечник, поставленный рядом с изображениями Спасителя и Божией Матери. Обычно его размещают в центральной части комнаты. Также во многих храмах принято ставить первую свечу перед особо чтимой иконой.
Также рекомендуется перед тем, как ставить свечу за здравие конкретного человека, зажечь свечу перед образом его небесного покровителя, если таковой имеется в церкви, и только потом подойти к иконе (или иконам) в перед которым будет возноситься молитва об избавлении от болезней. Это правило распространяется и на те случаи, когда свечи ставятся за упокой души усопшего.
По православному преданию, на котором основана вся последовательность наших богослужений, молитвы о здравии и всех других нуждах должны возноситься перед иконами Божией Матери и иконой Ее предвечного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Перед ними также ставятся свечи. Однако следует помнить, что Спаситель дал милость Своим святым ходатайствовать перед Ним за эту помощь людям, в чем они сами преуспели во дни своей земной жизни.
Поэтому, задавая вопрос, на какую икону поставить свечу за здравие, необходимо выбирать святых, которые когда-то славились не только исцелением человеческих душ, но и тел. Среди этих святых наиболее известен святой целитель и великомученик Пантелеимон. Остановимся на этом имени и в нескольких словах расскажем о его неувядающей славе.
Родившись в 275 году в Никомидии (Малая Азия), затем погрузившись в язычество, будущий святой в юности стал учеником знаменитого врача Евфросинии. Под его наблюдением он познал тайны человеческого организма и стал настолько искусным целителем, что император Максимилиан приблизил его к своему двору. Несмотря на царившее вокруг него идолопоклонство, он рано принял христианскую веру, которую проповедовал ему будущий великий пресвитер, мученик Ермолай, тайно живший в Никомидии.
Крещение Пантелеймона было бесплатной услугой для страждущих, чьи недуги он лечил безвозмездно. Он также часто посещал тюрьмы, где помогал заключенным, многие из которых были христианами. С помощью своего умения и милости Божией он освободил их от телесных и душевных мук.
Однако вскоре император-язычник узнал об истинной вере, которую исповедовал Пантелеимон, и предал его палачам, чтобы заставить отречься от Христа, но его усилия оказались напрасными. Святой великомученик, претерпев все страдания, окончил свой земной путь и обрел жизнь вечную. По непоколебимости веры и самоотверженности св. Пантелеимон исцелил больных, Господь всегда приклоняет ухо его к его заступничеству за молящихся о силе духовной и телесной. Поэтому перед образом св. Пантелеймону, Целителю и Великомученику желательно поставить свечку.
Еще один святой, сделавший традицией ставить свечу за здравие, — св. Луки, причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. Его настоящее имя Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. После окончания медицинского факультета Киевского университета в 1904 году он прославился как выдающийся хирург, давший за годы врачебной практики жизнь многим тысячам своих пациентов. Его научные труды, написанные почти сто лет назад, не утратили своей актуальности и по сей день.


Но Валентий Феликсович посвятил свою жизнь не только исцелению человеческих тел. Будучи глубоко верующим человеком, он совмещал медицину со служением православной церкви. Приняв сан священника, постригся в монашество с именем Лука и, будучи архиепископом, стал главой Тамбовской, а затем Крымской епархии.
Расцвет его духовной жизни пришелся на 1930-е годы, то есть время, когда безбожная власть с исключительной жестокостью вела антицерковную борьбу. Святитель Лука неоднократно подвергался репрессиям, почти 11 лет провел в лагерях и ссылках. В 2000 году за религиозный подвиг и деятельность по исцелению больных канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых.
Ответ на этот вопрос можно получить, открыв 5-ю главу Евангелия от Матфея. Там, в стихе 44, есть заповедь Господа, в которой Он повелевает нам любить врагов наших и молиться за тех, кто причиняет нам зло. Только такая всесторонняя любовь поможет человечеству стать истинными сынами Небесного Отца, повелевающего солнцу посылать свои лучи одинаково всем людям, как хорошим, так и плохим.
Эти слова Спасителя являются одним из проявлений величайшей человечности, присущей христианству и неведомой ни одной другой религии мира. Соответственно, свеча за здравие врага – это наше исполнение заповедей Божиих.
Иногда люди, которые редко ходят в церковь, не умеют ставить свечку за здравие своего врага. Это простое дело, но важно знать основы. В первую очередь необходимо подойти к иконе, на которой запечатлен образ того, к кому обращена молитва, и перекреститься. Как сказано выше, это может быть наш Спаситель Иисус Христос, Его Непорочная Матерь или святые, которые ходатайствовали за нас перед престолом Божиим.
Зажигать свечи можно как от лампады, так и от любой другой свечи. Следует отметить, что распространенное мнение о запретах на такое освещение (например, о том, что свечу нельзя зажигать от лампы) несостоятельно.
После розжига огня необходимо выбрать свободное место в подсвечнике вне зависимости от того, какой стороной вы хотите поставить свечу за здоровье. Поднесите его нижний конец к пламени одной из горящих свечей и немного размягчите его. Затем поместите свечу в выбранное место так, чтобы она не соприкасалась и не отваливалась.
Следующая часть обряда – самая важная молитва святому, которому ставится свеча. О важности честности и веры в слова говорилось в начале этой статьи. Следует отметить, что после окончания молитвы нельзя отходить от иконы и смущаться внешних проявлений эмоций, например, слез на глазах. Медленно поклонитесь крестным знамением и сделайте глубокий поклон. После этого можно отойти в сторону, чтобы уступить место другим молящимся.
По традиции в православии можно поставить свечку и за себя, но делать это нужно в конце, предварительно поставив свечи и помолившись за благополучие родных, друзей и даже врагов. Церемония завершается чтением молитвы «Отче наш» перед образом Спасителя.
Часто приходится слышать вопрос: «Можно ли дома ставить свечку за здравие?» Ответ на этот вопрос не вызывает сомнений: конечно можно, ведь многие верующие молятся дома перед освященными иконами, на которых есть одинаковые благодатная сила, как в церкви.
Завершая нашу статью о том, как зажечь свечу за здоровье, мы хотели бы опровергнуть одно ложное убеждение. Это распространено среди людей, которые посещают церковь, но, тем не менее, склонны к суевериям. Мы часто слышим от них, что если погасла зажженная свеча за здравие, то это к несчастью.
Можно с абсолютной уверенностью сказать, что такое утверждение — чистая выдумка, ибо нигде — ни в Священном Писании, ни в писаниях Отцов Церкви — оно не упоминается. В большинстве случаев это связано с плохим фитилем или просто со сквозняком.

