Основные типы семейных отношений описаны отечественным исследователем Р. М. Капраловой.


Первый тип – это гармоничные семейные отношения с высокой социальной направленностью. Семейные отношения соответствуют принципам нашего общества и выполняют цели и задачи его воспитания (уважение к личности, любовь и дружба, теплота и взаимная забота, трудолюбие, взаимная пластика и др.). и политически мотивированные, целеустремленные, системные, понимающие конкретные задачи и содержание воздействия на ребенка. Все члены семьи проявляют высокую эмпатию по отношению друг к другу, т.е. способность сопереживать ситуации.
Второй тип – это компромиссные отношения в семье с высокой социальной направленностью. Они характеризуются наличием необходимых условий для развития собственного социального опыта личности и его общественно значимой направленности. Отношения регламентированы, но атмосфера может быть неблагоприятной для отдельных членов семьи. Отсутствие терпения, настойчивости и такта в воспитании детей у одного родителя «компенсируется» пластичностью и мягкостью другого. Это приводит к определенному контрасту в отношении к детям и требованиям к ним. В этих семьях, как правило, определены перспективы, но заметно колебание спонтанности в решении бытовых задач, которые со временем устраняются.
Третий тип — отношения неустойчивые, но в целом положительные, с высокой социальной направленностью. Эта группа семей занимает промежуточное положение между положительными и отрицательными семейными отношениями (отмечаются конфликты, носящие эпизодический характер). В неконфликтные периоды в этих семьях царят взаимоуважение, доверие, атмосфера, близкая к жизни семей первого и второго типа.
Четвертый тип — семья имеет регулярные отношения, но с низкой социальной направленностью. Этот тип отношений характеризуется мелкобуржуазной направленностью в поступках и деятельности, наличием потребительских мотивов, двойственными нормами отношений с людьми (заботливыми, теплыми отношениями с членами семьи и холодными, расчетливыми с чужими). Дети в таких семьях имеют обывательскую меру ценностной ориентации.
Пятый тип отношений — внешне порядочные, урегулированные, но внутренне неблагоприятные отношения, с низкой или противоречивой социальной направленностью членов семьи. Видимость хороших отношений поддерживается порой согласием и верой супругов в «необходимость содержания семьи для детей», а иногда домашними приказами, побоями и угрозами. Родители отказываются от воспитания детей и бросают вызов авторитету друг друга с помощью споров и личных оскорблений. Мать-жена несет ответственность за заботу и воспитание детей. В семье чувствуется неуверенность.
Шестой тип — в семье резко конфликтные отношения с низкой или противоречивой социальной направленностью.
Влияние родителей (чаще матерей) на психическое развитие ребенка пристально изучается с 1920-х гг. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурное, исторически изменчивое явление, находящееся под влиянием социальных норм и ценностей.
В семье, где родственники постоянно находятся в процессе отношений друг с другом, следует помнить, что состояние отношений зависит от темперамента и характера каждого члена семьи.


Семейные отношения выигрывают, когда их скрепляют общие интересы, вкусы и потребности. Налаженные отношения между всеми членами семьи являются наиболее важными. Чтобы семья была нормальной, мало того, что в ней есть отец и мать, их отношения должны быть хорошими, искренними, полными любви и взаимопонимания. Очень важно, чтобы дети чувствовали эту связь. Дети одинаково заботятся о матери и об отце, и если между родителями возникают разногласия, это трагедия для ребенка. Они считают своих родителей идеальными и им трудно представить кого-то из них плохим человеком.
Равнодушие родителей к своим детям заставляет их чувствовать себя одинокими, и дети начинают искать ласки на стороне, некоторые занимаются чтением, шитьем, спортом и обществом.
Структура семьи сильно изменилась за последние 60 лет. Если ранее безработная мать могла присматривать за своими детьми, то сегодня, наряду с изменениями в общественной жизни, изменились и семейные отношения.
Стало трудно кормить и воспитывать детей; родители работают и отдают работе то время, которое наши предки посвящали своим детям и семье.
Стрессовое состояние общества, напряженность в отношениях между людьми сказывается и на семье.
Современная семья редко собирается за чаем.
Чтобы получить полное представление о семье сегодня, следует рассмотреть и ролевые отношения в семье. Роль семьи — одна из важных ролей, которую человек играет в обществе.
Каковы роли в семье? Это роли мужа, жены, супруга, родителей (матери, отца), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), поколенческие роли (дедушка, бабушка).

