

Юрий Стефанович занимается прыжками более 30 лет и за это время совершил более 5000 прыжков.
За 32 года парашютного спорта Юрий Стефанович не получил ни одного перелома, хотя критические ситуации у него были. Это можно считать совпадением или стечением обстоятельств. У Юрия на этот счет свое мнение: не надо бояться неба. Главное верить в себя и соблюдать правила. Тогда все суеверия покажутся смешными.
Проект Sputnik «Правдивая история профессии» рассказывает о той части простой и сложной работы, которую не может увидеть обыватель. А о невидимой стороне своей работы пусть говорят профессионалы, без наших комментариев.
Свой первый прыжок я совершил в 14 лет. Это было, как сейчас помню, 13 июля 1988 года в аэропорту Синча в Марийской Горке. Мой отец служил в парашютной службе, поэтому я вырос в аэропорту.
За первым прыжком последовал месяц перерыва. Потом я сделал второй и меня потянуло на прыжки. Помню то чувство, когда сидишь на уроке, слышишь шум самолета (наш аэропорт был недалеко от города) и времени на уроки уже нет. Вы зависимы.
Тебя тянет в аэропорт. Когда вы пришли, вы были в ужасе. Ты думаешь: зачем я здесь? Затем вы прыгаете, испытываете чувство эйфории и снова хотите летать.
Ни разу не сломал руки и ноги, слава богу. Однако у меня возникла одна неприятная ситуация. Я тоже помню дату — 28 марта. Я учился в 11 классе, погода была как сейчас: снег.
Пришлось перелететь через озеро и приземлиться на другом берегу. Я подумал, что лучше приземлиться с этой стороны, но просчитался с силой ветра и ударился о воду. Я проплыл минут 20, чтобы не утонуть, пока ко мне подойдет служебный катер. Отец привел меня домой и посадил в горячую ванну. Мне дали 100 граммов водки для разогрева (до этого я никогда не пробовал спиртного) и он уехал в аэропорт.
Кстати, мой отец до сих пор прыгает с парашютом, хоть ему и 73 года. Ни он, ни я не верим в суеверия. Я считаю, что самое главное – придерживаться правил, а они, как известно, написаны кровью.
Я потерял двух товарищей. Один был инструктором Оршанского аэроклуба. Это были 1990-е, у нас еще не было тандемных парашютов, а в Америке их уже делали на полную мощность. Один такой парашют привезли в Беларусь и ребята попробовали сшить его сами.
Мой друг взлетел в небо. Основной парашют был сломан. Отцепил его и вытащил запаску. Он начал раскрываться, но кольцо брошенного им запасного парашюта запуталось в стропах раскрывающегося купола и затянулось, в результате чего запасной парашют не раскрылся.
Это может произойти с шансом один на миллион. Тем не менее, мы сейчас учим спортсменов не выбрасывать кольцо на всякий случай, а держать его в руках перед приземлением.
Еще друг играл за сборную России купольных акробатов. Они поехали в Норвегию на соревнования. Специальных парашютов для акробатики на куполе еще не было. Во время полета он с кем-то столкнулся, запутался, снял запаску, но было поздно.
Парашют может не раскрыться, для этого и нужен запасной парашют. Каждый спортсмен оформляет свой парашют самостоятельно. Иногда его выполняют специально обученные такелажники, работающие в авиаклубе. Но для нас это основа всех основ — научиться делать это правильно.


Чтобы научиться это делать, требуется около 15 часов. Пока спортсмен не сделает это без ошибок, он не сдаст экзамен. Ошибки всегда видны. Парашют имеет шесть стадий осмотра. Например, если струны запутались, они не разъединяются при проверке.
В принципе любой парашют может не раскрыться, но десантные парашюты самые надежные.
Самый страшный момент — выпрыгнуть из самолета. Особенно это пугает людей, которые делают это впервые. Так мы называем людей, которые совершают свои первые прыжки.
У нас был такой случай: парень прыгнул, но в момент прыжка передумал и схватился руками за дверь самолета. Инструктор пытался помочь ему, но он так крепко держался, что в конце концов снова полез наверх.
Непосредственно перед прыжком, в самолете, мы пытаемся поддержать людей. Если вы просто стоите и никак с ними не взаимодействуете, они начинают надоедать. Если есть поддержка, приходит коллективное мужество.
Но все равно, опять же, самый страшный момент — это выход из самолета. Неважно, прыгаете вы с инструктором или без него. Некоторые люди не могут двигаться самостоятельно, они просят толчка.
Лучше прыгать с инструктором или в одиночку? Моё личное мнение, что лучше сделать самому. Вы прыгаете, вы открываете, вы приземляетесь.
Есть такой юмор, что в полет приходится надевать подгузник или брать дополнительное белье. Могу сказать, что пока на моей памяти ни у одного десантника такой потребности не было. Но они вырубились.
Я прыгал с девушкой в тандеме. Парашют раскрылся, я сделал несколько оборотов, посмотрел — человека нет. Я пытался заставить ее заказать — ничего не помогло.
Я пытался заставить ее заказать — ничего не помогло. При посадке тандемом нужно поднимать ноги пассажира, потому что они ниже ног инструктора. Я думал, что окажусь на боку, но вдруг девушка проснулась. Потом она какое-то время лежала на земле, мы принесли ей нашатырный спирт и прибежали ее родственники. На самом деле она пропустила часть полета под куполом парашюта, но в остальном была довольна.
А иногда аэропорт становится местом, где соединяются сердца. С нами прыгала одна девочка. При спуске она увидела на посадочной площадке плакат со словами «Выходи за меня замуж». После этого к ней подошел парень и сделал предложение.
У нашего ДОСААФ есть свои знаменитые друзья. Среди них Леонид Якубович, ведущий программы «Поле чудес». Иногда он приезжает к нам для полетов на вертолете Ми-2. Последний раз это было осенью. Также нашими друзьями являются певец Александр Серов и космонавт Олег Новицкий.
© Sputnik / Максим Богданович У Минского аэроклуба есть звездный друг — Леонид Якубович, последний раз он приезжал к нему осенью.
Зарплата инструктора аэроклуба 400 руб. Летом на трейдинге еще можно заработать, но это немного, поэтому молодежь здесь долго не задерживается.
Они набирают 500-600 прыжков и вместо того, чтобы идти в спорт, едут в Россию. Там они тренируются как тандем-инструкторы и получают хорошие деньги. А если у вас есть американские водительские права, вы можете ехать куда угодно.
Раньше у нас была льготная пенсия: год за полтора года. Соответственно, ты работал 13 лет и был свободен. Но в 2010 году была проведена реформа и льготы были отменены. По авиации они были кроме ДОСААФ. Теперь мне предстоит пройти медкомиссию и прыгнуть на 65. Хотя, наверное, я бы все равно прыгнул.

