Виды взаимоотношений

Где бы человек ни жил и ни работал, где бы он ни общался с другими людьми, у него складываются с ними разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от чисто формальных до дружеских, интимных. Отношения можно разделить на две группы: формальные (официальные, деловые) и личные (приятельские, коллегиальные, дружеские). Деловые отношения определяются производственной, учебной и общественной деятельностью и их социальными рамками: учитель-ученик, начальник-подчиненный, врач-пациент и т. д. На основе какой-то конкретной деятельности могут возникать и личные отношения.

120 на 80? Высокое давление опаснее курения и алкоголя
9 часов назад
Трехцветная основа под макияж + Тушь 4D MASCARA в подарок
7 часов назад

Отношения из первой группы регулируются нормами права и (в меньшей степени) моральными нормами. Нравственные нормы — это прежде всего нормы, вытекающие из требований служебного долга. Личные отношения регулируются главным образом моральными нормами и, как правило, основываются на общих интересах, взаимной симпатии и чувстве уважения. Они во многом зависят от личностных особенностей индивидов.

В реальной жизни две группы отношений резко не различаются. В любом классе, например, существуют две системы взаимоотношений между учениками. Во-первых, система ответственных отношений, т. е. деловых отношений (руководитель, сослуживец и т. д.), а во-вторых, система дружеских отношений, т. е. просто друзей. Две системы переплетаются и переплетаются, но полностью не пересекаются.

Требования, которые участники тех или иных отношений предъявляют друг к другу, различны, как и мотивы, по которым они решают, например, быть старшими в классе или приятелями. Например, директор школы должен быть работоспособным, организованным и достаточно требовательным. Популярность ученика в своем классе в системе личных отношений обычно определяется теми чертами и особенностями личности, которые высоко ценятся в группе.

От чего зависит популярность ученика в системе личных отношений в классе? Исследования психологов позволили определить различные параметры, влияющие на степень популярности данного ученика в классе. Это, прежде всего, черты личности и характера детей. Например, «коллективисты», то есть учащиеся с социальной, коллективистской направленностью, пользуются большим признанием в классе вне зависимости от их положения в системе деловых отношений, чем «эгоисты», учащиеся с эгоистичной направленностью. Люди более уравновешенные, спокойные и дружелюбные могут рассчитывать на большее признание в коллективе. Конечно, значение того или иного критерия варьируется в зависимости от возраста учащихся, различается у мальчиков и девочек. В младших классах успеваемость, дисциплина и внешний вид имеют большое влияние на положение ученика в классе. В старших классах это интеллектуальные качества, эрудиция, а иногда сила и ловкость (у юношей), внешний вид (у девушек), наличие (или отсутствие) модных и престижных вещей.

Психологи выделяют еще одну закономерность: чем больше ученик ценит свой класс, тем выше его положение в системе личных отношений, то есть общество отплачивает ему высокой оценкой от класса. О ценностях группы часто можно судить по тому, кто в ней популярен. Например, в недуховном классе ученики могут быть популярны благодаря престижным вещам.

Ортопедическая спортивная обувь для женщин. Скидка 50% на все🔥❗️
9 часов назад
8 часов назад

Личные отношения (друзья, коллеги) строятся прежде всего на симпатии (неприязни) людей, вступающих в такие избирательные, неформальные отношения. Что есть и на чем основано взаимное притяжение людей?

Они собираются вместе. Волна и камень

Поэзия и проза, лёд и пламень,

Они не так уж отличаются друг от друга.

Во-первых, их взаимными различиями

Они были скучны друг для друга;

Тогда они понравились друг другу, тогда

Потом они катались вместе каждый день

И вскоре они были неразлучны.

Итак, мужчины (я первый сожалею)

Они друзья за то, что ничего не делают.

Что же говорит об этом сейчас наука? Воспользуемся некоторыми данными, приведенными ленинградским психологом Н. Н. Обозовым в книге «Межличностные отношения. Прежде всего следует сказать, что появление межличностной привлекательности – это только первая фаза взаимоотношений между людьми. Такие отношения называются «приятельскими», они ни к чему не обязывают и могут длиться долго, не переходя в более глубокие, интимные отношения — дружбу, любовь. На вопрос, что притягивает и отталкивает двух людей: сходство, сближение или различие, нет (и, наверное, не может быть) однозначного ответа; это зависит от того, что похоже, что отличается и какова ситуация общения. Несколько исследований выявили определенные факторы, которые могут вызывать симпатию или неприязнь. Во-первых, важно, взаимодействуют ли люди в кооперативной или конкурентной ситуации. Первая ситуация приводит к повышению привлекательности другого человека, способствуя более глубокой и продолжительной симпатии, вторая снижает вероятность возникновения межличностной привлекательности. Далее существенное влияние оказывает сближение ценностных ориентаций (т.е. центральных, основных интересов, взглядов, принципов, установок). Очень важную роль играет характер восприятия себя и другого человека: правильное восприятие положительных и отрицательных черт характера, сходство в оценке первичных черт и различия в оценке вторичных черт в самовосприятии и др. данные.

Примирение в дружеских парах Сочетания в парах неприязнь и неприязнь друг к другу
1 Ориентированные на нормы и не ориентированные на нормы 1 Пара была одинаково нормативной
2 Пара с идентичными мотивационными напряжениями 2 Пара с разным мотивационным напряжением
3 Обеспокоенный и обеспокоенный или небрежный и не обеспокоенный 3 Заботливый и небрежный 3
4 Пара с такой же утонченностью или реализмом 4 Утонченный и реалистичный, беспокойный и уверенный в себе.
5 Пара с одинаковой степенью тревожности 5
6 Пара с одинаковой эмоциональной и поведенческой нестабильностью 6 Эмоционально зрелые и эмоционально неустойчивые в поведении

Столь же неоднозначны последствия сходства-различия темпераментов людей. Известно, что особенности нервной системы, а значит, и особенности темперамента оказывают существенное влияние на характер общения. Например, свойство подвижности — инертность сочетается с коммуникативными характеристиками следующим образом.

С подвижным типом нервной системы С индифферентным типом нервной системы
Скорость установления социальных контактов 1. 1. Медленность в установлении социальных контактов
Непостоянство, нестабильность контактов 2. 2. Долговечность отношений
3) реагировать на поведение общающегося лица 3. Замедленность реакции на поведение общающегося
4. инициативность в создании отношений и общении 4. Малая активность, инертность в установлении контактов
5. Ширина круга общения 5. Более узкий круг общения

Если сравнить отношение черт темперамента людей в дружеских парах (т. е. таких, в которых симпатия устойчива и глубока) и в парах взаимно отталкивающих (при устойчивой антипатии), то вырисовывается довольно сложная и неоднозначная связь. Самый широкий спектр сочетаний с другими типами темперамента имеют меланхолики: они могут дружить с сангвиниками и флегматиками, а также с подобными им меланхоликами. Антипатия чаще встречается в парах холерик — холерик, сангвиник — сангвиник, в то время как в парах флегматик — флегматик почти никогда.

Таким образом, даже эта короткая информация показывает, что межличностная привлекательность, которая является условием возникновения и поддержания дружеских отношений, является результатом множества различных причин, которые сложным образом сочетаются друг с другом. Поэтому можно твердо сказать, что ни одна черта человека (и уж тем более ни одна из сторон его темперамента) не является препятствием в установлении дружеских отношений, в нормальном, удовлетворительном общении с другими людьми.

8 часов назад
120 на 80? Высокое давление опаснее курения и алкоголя
10 часов назад

Читайте также